От государства Феодоро
не осталось никаких письменных источников, все они были уничтожены
после турецкого завоевания. Однако крымоведы 19 века, общаясь с
последними потомками феодоритов и проводя исследования в греческих
монастырях Малой Азии, оставили нам ряд интересных легенд и сказаний,
связанных с княжеством Феодоро.
Центральным мотивом этих легенд
была загадочная Золотая колыбель, изображенная на гербе княжества и
принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более
десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему:
В 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели,
будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и
генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы.
Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у
феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну.
Тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман
«Только
им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую
колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на
колени, он тихо произнес:
— Могучие духи! Я и народ мой вверяем
вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи —
генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с
ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть
жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу
святыню и сохраните ее для грядущих поколений».
В этот
момент произошло страшное землетрясение: «раздались подземные удары и
сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки», а золотая
колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте.
Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель охраняющие ее духи делают безумцами.
Исследователи
переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то
золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве
подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна
3, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и
даже указывали на сходство крымской золотой колыбели с колыбелью
Чингиз-хана.
Однако, по нашему мнению, искать ответ на загадку
«золотой колыбели» стоит в самом государстве Феодоро, и оставшихся
материальных памятников вполне достаточно для объяснения этой
легендарной метафоры.
Удивительно, но фресках крымских храмов мы повсеместно встречаем изображение золотой чаши-колыбели!
На сохранившихся фресках в феодоритских храмах «Святого Евграфия», «Успения Богродицы», «Донаторов», «Иоанна Предтечи»,
Южного монастыря на Мангупе мы видим один и тот же сюжет: изображение
ребенка в чаше или блюде - колыбели, вокруг которой совершают службы
ангелы и святые отцы. Примечательно, что в православной литургии
жертвенное блюдо – дискос – изображает колыбель младенца- Христа, а в
одной из легенд о золотой колыбели прямо говорится о том, что это была
колыбель Спасителя Мира – Мессии.
Поражает сходство описаний
литургии Грааля с фресками феодоритских храмов. Сюжет фресок, называемый
в искусствоведении «Поклонение жертве», изображает жертвоприношение
младенца Христа за грехи мира. Поэтому на всех фресках в Чаше изображен
младенец. То же самое мы находим в романах цикла Грааля. Кульминацией
литургии Святой Чаши является сакральное жертвоприношение младенца в
Чаше.
«И тогда епископ приступил к освящению Даров, и поднял
он облатку, наподобие хлебца. В тот же миг явилась фигура наподобие
отрока с лицом красным и светлым, как огонь. И она вошла в тот хлебец,
так что все видели, что хлебец тот из плоти человеческой. А затем старец
поместил его обратно в священную чашу. И он проделал все остальное, что
надлежит священнику во время мессы» (Томас Мэлори «Смерть Артура»).
В
«Вугльгате» сын Иосифа Аримафейского сходит с неба с чашей, в которую
была собрана кровь Христа, когда он был распят на кресте. Он вынимает из
чаши облатку. Затем ребенок, с горящим как огонь лицом, входит в нее,
после чего Иосиф снова помещает Тело Христово в Чашу. Затем в Чаше
появляется истекающий кровью Христос, который сообщает Галахаду, что
Грааль это блюдо, из которого он ел Пасхальную жертву в день Тайной
Вечери. В «Перлесвосе», когда Артур оказывается свидетелем наиболее
сокровенной мистерии Грааля, он, смотря в сторону алтаря, «видел, что
отшельник держал в руках человека в терновом венце, лицо, руки и ноги
которого истекали кровью… Затем…тело человека снова превратилось в
ребенка».
Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в
жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Аналогичные видения
посещали православных подвижников первых веков. Вот свидетельство
Нифонта Кипрского (4 век): «один из Ангелов, взяв нож, заклал отрока и
излил Святую Кровь в чашу…По окончании службы видел Отрока опять целым,
на руках ангельских вознесшимся на небо». Вторит ему и другой подвижник
Аресений Великий: «Во время Литургии…когда положен был хлеб на святой
трапезе, они увидели малого Отрока. Едва иерей простер руку, чтобы
преломить хлеб, увидели сошедшего с неба Ангела Господня, имеющего в
руках нож, которым он заклал отрока и излил Кровь в чашу, а тело его
раздробил на части».
Мелисмос - дробление тела Младенца на части Храм св Андрея Андреаш на Треске, Македония
Нет сомнений, что именно эти откровения легли в основу, как крымских фресок, так и романов цикла Грааля.
Таинство Грааля: Младенец в литургическом сосуде. Миниатюра из рукописи «Поиски Святого Грааля», 1350 год.
Между крымской легендой о «Золотой колыбели» и легендами о Граале немало
и других общих черт. Так, когда мир становится слишком грешным для
Чаши, ее укрывают в духовной пещере,
также как и крымскую золотую кобель. Заинтересовавшихся связью Чаши и
пещеры, отсылаем к ставшим классическими работам французского философа
Рене Генона «Царь мира» и «Символы священной науки».
Младенец в чаше-колыбели, фреска из храма Успения, Крым (конец 13 века).
Возможно, что именно эти многочисленные «совпадения» стали причиной
того, что в первой половине 20 века секретные службы СССР и Германии
уделяли большое внимание Крыму.
Александр Барченко, консультант специального отдела по криптографии НКВД, расстрелян в 1941 году
В 1926-27 годах на полуострове работала группа сотрудников Секретного
отдела по криптографии НКВД во главе с небезызвестным Александром
Барченко. Официально целью работ было исследование так называемых
крымских «пещерных городов» (Мангупа, Чуфут-кале и других). Однако, по
свидетельству одного из участников экспедиции, астрофизика Александра
Кондиайна, у нее была еще одна тайная цель – найти чудесный камень
многие сотни тысяч лет тому назад упавший на Землю с созвездия Орион.
«Камень с Ориона» - еще одного аллегорическое название Святого Грааля,
восходящее к поэме Вольфрама Эшенбаха «Парцифаль», где Грааль предстает
перед нами в одной из своих аватар – в виде камня, упавшего на землю из
короны Люцифера.
Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. Ими
руководил Отто Олендорф, руководитель «Айнзацгруппы D», известный под
прозвищем «Graalritter» – рыцарь Грааля. Его сотрудники тщательно
обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша
Джанике-ханум, пещеры крепости Чуфут-кале и руины храмов и крепости
Керменчик (ныне село Высокое). За свою деятельность в Крыму Олендорф
получил от Гитлера Железный крест первой степени. Однако Святой Грааль
так и не был найден.
Чаша-Колыбель до сих пор сокрыта от глаз
людских в загадочном гроте горы Басман и охраняется духами в ожидании
того, кто будет достоин увидеть ее.
Статья с сайта www.graal.org.ua
|